Соглашения временно в коме

© Sputnik / Виктор Толочко / Перейти в фотобанкВстреча контактной группы по Украине в Минске
Встреча контактной группы по Украине в Минске - Sputnik Беларусь
Подписаться
Минские соглашения не соблюдаются, однако это не значит, что от них нужно отказываться. Без них не будет ни мира на Украине, ни самой Украины.

Геворг Мирзаян, научный сотрудник Института США и Канады РАН — для Sputnik.

Минские соглашения с момента их заключения в феврале 2015 года являются основным столпом мирного разрешения украинского гражданского конфликта. И, как и мирный процесс, не реализуются.

Президент-Отель в Минске - Sputnik Беларусь
Заседание группы по Донбассу в Минске: ничего не согласовали

На сегодняшний день не выполнен ни один из блоков — ни политический (переформатирование Украины), ни экономический (восстановление социально-экономических связей), ни гуманитарный (освобождение всех заложников), ни даже самый первый и начальный — прекращение боевых действий.

Украина возлагает вину за срыв соглашений на Россию, ЕС и США также говорят о том, что Москва саботирует мирный процесс. В ответ российские власти предлагают оппонентам внимательно прочитать текст соглашений. Украина не выполнила ни один из пунктов (кроме технического 13-го — об интенсификации переговорного процесса). Украинские власти отказываются вести диалог с представителями ДНР и ЛНР (поскольку считают их сепаратистами, а не партнерами по переговорам). Более того, Киев пытается пересмотреть соглашения, требуя немедленного возврата под его контроль границы между непризнанными республиками и Россией, тогда как по Минским соглашениям контроль перейдет только после выполнения Украиной всего политического сегмента соглашений.

В итоге в Донбассе продолжают стрелять, и ситуация балансирует на грани возобновления боевых действий.

На фоне этого в России усиливаются голоса, призывающие не мешать этому возобновлению. Они утверждают, что нужно признать "мертвый" Минск "мертвым", и наглядно продемонстрировать партнерам по переговорам альтернативу мирному процессу — то есть повторить то, что было сделано в январе-феврале 2015 года (когда за срыв первых Минских соглашений непризнанные республики наказали Киев отжимом донецкого аэропорта и Дебальцево). А затем уже переходить к заключению Минска-3.

Лучшего Минска не будет

Такой подход крайне нецелесообразен. И не потому, что он сорвет процесс нормализации росийско-европейских соглашений. И даже не потому, что военным подразделениям ДНР и ЛНР крайне непросто будет преодолеть эшелонированную оборону. И, наконец, не только потому, что новая война серьезно укрепит шатающиеся на ветру экономического кризиса позиции украинской власти. А потому, что Минск-2 нужен Москве.

Ведь в феврале 2015 года по итогам многочасовых сидений, регулярных выходов Петра Порошенко из зала и русского мата со стороны Ангелы Меркель, получился крайне выгодный для России документ. Он не просто предполагал завершение гражданской войны на Украине и предотвращение гуманитарной катастрофы в Донбассе, а фактически нивелировал ряд невыгодных для России последствий украинского Майдана.

Ни для кого не секрет, что Майдан, начавшийся в конце 2013 года как протест украинского населения против коррупционной власти, был перенаправлен с помощью Запада и взращенных им украинских политиков в антироссийское русло. Победа Майдана должна была означать окончательный выход Украины из-под российского влияния и превращение ее в антироссийский форпост, элемент будущего санитарного кордона вдоль всех западных границ России.

А Минские соглашения обязывают Киев принять ряд законов (о выборах, о местном самоуправлении, а также поправки в конституцию), которые переформатировали бы страну из унитарного в федеративное государство с широкими культурно-экономическими правами его субъектов. И в этом случае антироссийская Западная Украина уравновешивалась бы Восточной (для чего Кремль готов был посодействовать возвращению Донбасса в украинское политико-правовое пространство после конституционных реформ), а право восточноукраинских регионов на свой язык, восприятие истории и образование гарантировало бы невозможность их "культурно перевоспитать". В итоге Украина превратилась бы в нейтральное государство, что абсолютно устраивает Кремль.

Федерализация как спасение

Более того, федерализация Украины и в ее собственных интересах (не нынешней украинской власти, а страны в целом).

История не знает примеров успешного существования и развития унитарных государств, недавно скроенных из кусков, которые веками принадлежали к разным и при этом конкурирующим между собой цивилизационным проектам. В данном случае России, Польши, Австрии. У разных групп населения в этом государстве зачастую диаметрально противоположные взгляды на единую историю, архетипы и символы.

Попытки украинских властей создать общую культуру на основе одной из частей провалились и вылились сначала в бунт восточных областей (после первого Майдана), затем в бунт западных (после реформ Табачника), а под конец, когда по окончании второго Майдана было принято решение перевоспитывать "культурных ватников", в сецессию Крыма и части Донбасса.

Попытки сейчас объединить остатки Украины с помощью наднациональной идеи (евроинтеграции) не приводят к успеху. Во-первых, из-за того, что европейская идея переживает серьезнейший кризис, который ставит под сомнение само существование европейского интеграционного проекта.

Во-вторых, Европа уже публично отказывается интегрировать нищую и неуправляемую "страну победившего Майдана" (и тут речь даже не о публичном заявлении высших лиц ЕС о том, что Украине в среднесрочной перспективе не видать членства в организации, и не о голландском референдуме, а о нежелании даже предоставлять Киеву безвизовый режим).

Наконец, в-третьих, от заявлений "мы европейцы и идем в Европу" не растет ВВП. Украинская экономика и особенно ее промышленный сектор обрушились после разрыва связей с Россией.

Единственным выходом из этой ситуации является федерализация страны, в рамках которой каждый из регионов будет сам определять свою экономическую и культурную политику в соответствии с предпочтениями населения. Этот вариант устроит и Украину, и Россию, и Европу, которая избавится от серьезнейшего источника нестабильности на своей восточной границе, а также вытащит украинский шип из отношений с Россией.

Надо обождать

Да, сейчас этот вариант сложно осуществить, поскольку против него выступают нынешние постреволюционные власти в Киеве (для которых конфликт с Кремлем является одним из столпов собственной легитимности), а также антироссийские настроенная часть элит Запада. Однако это не означает, что Москве и Брюсселю нужно отказываться от Минска и придумывать что-то более соответствующее нынешней реальности — куда лучше просто подождать изменения этой реальности.

Время работает на миротворцев. Европа погружается в решение собственных проблем, многие там начинают понимать элементарный факт — ЕС не может себе позволить дальнейший конфликт с Россией. Собственно, процесс отрезвления уже идет — Европа все больше критикует неадекватное украинское руководство и все меньше горит желанием поддерживать киевские власти как в экономическом, так и в политическом плане.

В 2017 году во Франции и Германии пройдут выборы, по итогам которых к власти в этих двух председателях европейского "совета директоров" (третий — Великобритания — взял самоотвод) могут прийти куда более прагматичные лидеры.

Аналогичная прагматизация власти произойдет и на Украине — как это случилось в Грузии; революционеры постепенно разочаруют местное население, и по итогам выборов к власти придут прагматики.

Собственно, на Украине возможен даже грузинский вариант смены власти — Запад консолидирует местную оппозицию, назначит ей вменяемого лидера и выставит его на выборах против разочаровавших Европу и США "местных Саакашвили" в лице Порошенко, Турчинова и даже самого Саакашвили. А будучи прагматиками, новые власти страны вынуждены будут взять курс на какую-то нормализацию отношений с Россией и выполнение Минских соглашений. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Лента новостей
0